Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»

[САНИ]

87

[Сани]— ? (1): Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плѣсньска, на болони бѣша дебрьскисани(дебрь Кисаню?), и несошася къ синему морю.23—34.

1. Зимняя повозка на двух полозьях.

1146: И бысть многое множество вои идоша к Галичю на Володимирка; и бысть дожчь и стече снѣгъ божиимъ промысломъ, и тако идяху на колихъ и насанехъ.Ипат. лет., 319 (XV в.).1277: И избишаѣвсѣ, а другиѣизоимаша и в городъ ведоша, а Тюима насанехъвезоша: бѣбо раненъ велми.Там же, 877.Рече: даи мудрому вину, и он премудрее явится; а безумнаго, аще и кнутьем бьешь, развязавъ насанех, не отъимеши безумия его.Посл. Дан. Заточ., 65 (XVII в.~XIII в.).

Ср.Даль(ТСЖВЯ):Сани— вообще, полозья, на коих скользит, едет груз...|| Зимняя, езжалая повозка на полозьях.

|| Сани как мера количества товара.

А у Торопчи урока 40 гривенъ и 15 лисиць и 10 черныхъ кунъ...троисанирыбы, полавачникъ.Уставная грам. 1150 г. ДАИ, I, 8.

2. Сани как принадлежность и символ похоронного ритуала.

Святополъкъ потаи съмьрть отьца своего...и въ ковъръ обьртѣвъше, съвѣсивъше ужи на землю, везъше насаньхъ, поставиша и въ церкви святыя богородица.Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 9 а-б (XII в.~XI в.).Посемь възьмъше Глѣба въ рацѣкамянѣ, въставивъше насани, и имъше ужи

88

повезоша.Там же, 20 г.1054: Всеволодъ же спрята тѣло отца своего, възложьше насани, везоша и́ Кыеву, попове поюще обычныя пѣсни.Пов. врем. лет, 108 (1377 г.~нач. XII в.).1078: И вземше тѣло его (Изяслава), привезоша и́ в лодьи, и поставиша противу Городьцю...и възложивше тѣло его насаниповезоша и́.Там же, 133.1288—1289: И тако преставися благовѣрныи христолюбивыи великии князь Володимѣръ...и увиша и́ оксамитомъ со круживомъ, якоже достоить цесаремь, и возложиша и́ насании повезоша до Володимѣря...и тако поставиша и насанѣхъво церкви!Ипат. лет., 918—919 (XV в.).

▲ Приказали ему попы соборныя тотъ часъ насаняхъпривести ко тоя церкви соборныя, поставить тело на паперти.Кирша Д., 92.

~Сѣдя на санѣхъ— приближаясь к смерти, находясь одной ногой в могиле.

Сѣдя на санех, помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ грѣшнаго допровади.Поуч. Вл. Моном., 153 (1377 г.~нач. XII в.).Аще ли кому не люба грамотиця си, а не поохритаються, но тако се рекуть: на далечи пути, дана санех сѣдя, безлѣпицю си молвилъ.Там же, 153.

Ср.Д. Н. Анучин(Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. М., 1890, с. 1—2):„Употребление саней при похоронном обряде не только зимой, но и летом было делом обычным в допетровской Руси, особенно в княжеском и царском обиходе...В данном случае под «санями» следует разуметь какую-то особую повозку на колесах, — мнение, разделявшееся, между прочим, Успенским (в его «Опыте о русских древностях») и Котляревским (в его сочинении «О погребальных обычаях славян»)“.С. 30:„Успенский («Опыт повествования о древностях русских». Изд. 2-е, ч. 1. Харьков, 1818, стр. 140, примеч.) считает, что «слово „сани“ имело в древности троякое знаменование: 1) означало обыкновенный простой зимний экипаж; 2) одр или повозку, на которой относили или отвозили к погребению покойников и, наконец, 3) род носилок, на коих нашивали иногда знаменитых особ, а особливо женского пола»“.С. 38:„Сани вообще составляли, по-видимому, в древности наиболее парадный царский экипаж, и только к концу XVII в. с ними стали соперничать кареты“.С. 71:„Сани (дровни) развились из волокуши и были древнейшей повозкой....В некоторых странах, особенно в России, сани продолжали еще долго играть роль наиболее распространенной повозки, которой пользовались и летом, особенно в болотистых, лесистых и гористых местностях, где сани употребляются местами в летнее время года еще и теперь. Кроме того, при несовершенстве тряске) колесных экипажей и их дороговизне санями продолжали пользоваться летом еще долго и в городах во всех тех случаях, когда требовалось более покойное и солидное, хотя и медленное передвижение. Употребление саней при похоронном обряде могло обусловливаться, кроме того, большей древностью их, чем колесницы, а равно практиковавшимся ранее обычаем оставлять сани на могиле, что в применении к телеге или колеснице было менее удобно, вследствие ее большей ценности и редкости в прежнее время....Особенность русских (по крайней мере великокняжеских и царских) похорон состояла еще в том, что сани служили и носилками

89

для несения тела (и гроба умершего), а иногда и для несения сопровождавшей гроб вдовы покойного“.Л. Нидерле(Славянские древности. М., 1956, с. 358—359):„На своей прародине славяне пользовались только санями. Это был первый вид их транспорта, древность которого подтверждается тем, что сани являются у славян обязательным составным элементом некоторых старинных обрядов (например, похорон и свадеб), даже в летнее время, когда сани вообще не употребляются....Термин «сани» (мн. ч.) является древним славянским названием, и интересно то, что сходное слово встречается в древнем греческом языке у Гесиода в форме σηνικη (σανικη), я полагаю, что это слово было заимствовано купцами, приходившими в славянские области, теми самыми купцами, которые принесли в греческий и латинский языки славянские слова вевера — лат. vivera и куна — греч. καυνακη“.

3.~Сани съ нарядомъ— стенобитное орудие, таран.

Татарове же возбаяшася видя Еупатии крепка изполина. И наводиша на Еупатиа множествосаней с нарядом, и едва одолеша его.Пов. о Ник. Зараз., 315 (кон. XVI — нач. XVII в.~XIV в.).

Сани — им. пад.

См. комментарий к словам Дебрьскъ, [Кисаню] и слово [Санъ].